ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  Самоанализ творческой деятельности

В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нём интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.

Перспективное развитие школы XXI–го столетия ориентировано на переход от образования как передачи ученику знаний к продуктивному образованию.

Понимание необходимости переориентировать учащихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, потребовало от меня перенесения акцента с непосредственного обучения иностранному языку на изучение его самими учащимися, то есть на актуализацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению языком и культурой.

В связи с этим самостоятельная учебная деятельность становится на моих уроках важнейшим компонентом учебного процесса.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
  2. Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д. )
  3. Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать над текстом.
  4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.

Своим педагогическим кредо я хочу выразить словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование, творческий поиск.

Постоянно развиваю и углубляю свои знания, профессиональные умения, преломляя их через призму своего опыта.

Постоянно приобретаю новинки методической литературы, пособия по английскому языку, выписываю журналы, газеты на английском языке, что помогает в работе в качестве учителя «Раннее обучение иностранным языкам – важная тенденция современного мира».

Работая над данной темой и реализуя поставленные задачи, я повышаю практическую направленность урока за счёт разнообразных творческих заданий и включение учащихся в активную деятельность на уроке.

Это возможно при условии создания мотивационной среды. Для её создания стараюсь дать учащимся возможность на уроке рассказать одноклассникам и учителю что- либо значимое, реальное для них.

Помня о том, что знания усваиваются успешнее в ходе активной работы с материалом, включаю учащихся в деятельность, имитирующую реальную ситуацию, при этом использую такие формы работы как: индивидуальную, работу в парах, групповую.

Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого, позволяет говорить на иностранном языке в неформальной обстановке, даёт возможность взаимопомощи и обмена идеями.

Формируя навыки самостоятельной работы, использую следующие технологии продуктивного обучения:

  1. Личностно – ориентированную.
  2. Интерактивного обучения.
  3. Проблемно – поисковую.
  4. Игровую.
  5. Проектную.
  6. Технологию творческой самореализации личности.
  7. Сценарно – контекстную.
  8. Технологию аналитической работы с текстом.

Влияю на личностную сферу учащихся в процессе самостоятельной учебной деятельности;

Обеспечиваю содержанием самостоятельной работы за счёт:

  1. Включения учащихся в решение реальных учебно – исследовательских задач на разных этапах обучения с учётом психологических и возрастных особенностей детей.
  2. Подбором личностно – значимых тем, текстов.
  3. Тщательным отбором формы работы с материалом, типов уроков, методов и приёмов с учётом интересов и мотивации школьников.
  4. Переработки, перестраивания, дополнения, изменения материала урока, учебника за счёт привлечения дополнительной иформации, интересных фактов.
  5. Включения в программу дополнительных тем, не предусмотренных содержанием УМК, но личностно значимых для учащихся.
  6. Привлечения материалов периодической печати на английском языке.

В рамках используемых технологий, направленных на развитие самостоятельных навыков, использую разнообразные виды заданий и упражнений.

На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности учащегося, широко применяю их в своей работе.

Активизации рефлексии ученика на уроках иностранного языка способствует создание реальных ситуаций, нравственно значимых для него.

Многолетняя практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том , что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства.

Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие игры:

  • Пресс – конференции
  • Интервью
  • Разыгрывание ситуаций: «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте».

Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:

  1. Представитель фирмы рекламирует свою продукцию;
  2. Представитель турагентства рекламирует турпоездку в Англию
  3. Студенты вуза представляют своё учебное заведение на ярмарке профессий;
  4. Кинозвезда, режиссёр представляют свой фильм;
  5. «Авторы» рекламируют лучшую книгу сезона.

Ролевые игры провожу как контролируемые ( на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему.

Учащиеся сами делятся на группы, сами распределяют роли и сами решают , что говорить и как будет развиваться действие.

Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» – организуйте встречу гостя и его досуг.

Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех.

Для робких и застенчивых сначала подбираю роли «второго плана», постепенно готовя их к ролевому общению.

Результаты анкетирования ежегодно показывают, что ролевые игры, инсценирования разного вида вызывают наибольший интерес учащихся.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий:

  • Составляют письменные ответы, описывают характер литературного героя, пишут ответы на письма подростков,описывают родные места, обычаи, семейные традиции; ведут дневники погоды;
  • Пишут рассказы, мини – сочинения, сказки, рекламные объявления.

Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности: моделирование и составление текста по образцу, восстановление содержательных пропусков собственным текстом, дополнение и расширение текста, поиск недостающей информации.

Для формирования стратегии изучения языка учащиеся выполняют такие задания:

  1. Самостоятельное выведение значения лексической или грамматической единицы.
  2. Задания с использованием словарей ( смысловые задачи).
  3. Смысловую группировку языковых единиц.
  4. Вопросы для рефлексивной самооценки продвижения в изучении ИЯ.
  5. Составление личных грамматических справочников в виде опорных схем, таблиц, рисунков.
  6. Составление собственных справочных записей с самостоятельно сформулированными правилами, примерами.
  7. Ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной лексики.
  8. Ведение тематических словарей.
  9. Создание опорных схем лексических средств.
  10. Ведение собственных справочных записей ( о стране изучаемого языка в сопоставлении со своей страной.

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок.

В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке.

Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства.

В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант.

Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

  1. Даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;
  2. При неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;
  3. Воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;
  4. Откладываю коррекцию до конца задания;
  5. Записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;
  6. Стараюсь давать положительную оценку работе учащихся.

Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения студентов. В своей работе использую следующие виды контроля: констатирующий, текущий, итоговый.

Контроль осуществляю в определённой системе:

  • Проверка домашнего задания на каждом уроке;
  • Тематический учёт знаний (веду тетрадь учёта знаний);
  • Зачёты по темам;
  • Самоконтроль (самодиктанты, работа «по ключам» ), взаимоконтроль;
  • Экзамен один раз в год;
  • Контрольные работы;
  • Минитесты, срезовые работы, тесты;
  • Устный опрос;
  • Защита проектов;
  • Круглый стол;
  • Индивидуальные карточки, задания.

Эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. Я использую следующие средства обучения: ТСО, демонстрационные материалы, стандартные, наглядные ( таблицы, блок – схемы, стенды, плакаты), раздаточный материал (карточки – задания, технологические карты), игрушки, опорные конспекты, видео – и аудио материал, книжный фонд, периодические издания на иностранном языке.

На основе анализа своей деятельности и её результатов считаю, что продуктивная самостоятельная работа обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала учащихся, накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка, развитие устной и письменной речи, способствует самоопределению и самореализации личности, снимает боязнь языка.

Комментирование этой статьи закрыто.