Мой подход в обучении английскому языку. Самоанализ педагогической деятельности учителя.

Публикуем статью замечательного учителя Красовской А.Н., идеи которой разделяем мы, преподаватели курсов английского языка "Пионер".

В современных условиях развития науки, быстрого обновления информации невозможно научить человека на всю жизнь, важно развить в нём интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию.

Перспективное развитие школы XXI–го столетия ориентировано на переход от образования как передачи ученику знаний к продуктивному образованию.

Понимание необходимости переориентировать учащихся на продуктивную образовательную деятельность, наряду с обновлением содержания, потребовало от меня перенесения акцента с непосредственного обучения иностранному языку на изучение его самими учащимися, то есть на актуализацию самостоятельной деятельности учащихся по овладению языком и культурой.

В связи с этим самостоятельная учебная деятельность становится на моих уроках важнейшим компонентом учебного процесса.

Основная цель моей работы – научить ученика учиться, обеспечить условия для становления его субъектных качеств, создать стойкую мотивацию в изучении иностранного языка, активизировать деятельность учащихся за счёт включения их в проектную и исследовательскую деятельность; развить навыки устной и письменной речи, творческие способности учащихся.

Исходя из поставленной цели, ставлю перед собой следующие задачи:

  1. Научить собирать, систематизировать и обобщать нужную информацию, осмысленно работать с подобранным материалом, справочным инструментарием.
  2. Помочь учащимся овладеть навыками самостоятельной работы с текстом: составление программы высказывания с использованием плана, тезисов, вопросов, схем, подбор необходимых опор к плану (слов, словосочетаний и т. д.)
  3. Научить писать сообщения, сочинения, составлять рассказ, работать над текстом.
  4. Научить заполнять сравнительные таблицы, анализировать материал и делать выводы.
     

Своё педагогическим кредо я хочу выразить словами великого педагога К.Д.Ушинского: «Учитель живёт, пока он учится. Когда он перестаёт учиться, в нём умирает учитель».

Одним из главных направлений своей профессиональной деятельности считаю самообразование, творческий поиск.

Постоянно развиваю и углубляю свои знания, профессиональные умения, преломляя их через призму своего опыта.

Постоянно приобретаю новинки методической литературы, пособия по английскому языку, выписываю журналы, газеты на английском языке, что помогает
в работе в качестве учителя.

Раннее обучение иностранным языкам – важная тенденция современного мира.

Работая над данной темой и реализуя поставленные задачи, я повышаю практическую направленность урока за счёт разнообразных творческих заданий и включения учащихся в активную деятельность на уроке.

Это возможно при условии создания мотивационной среды. Для её создания стараюсь дать учащимся возможность на уроке рассказать одноклассникам и учителю что-либо значимое, реальное для них.

Помня о том, что знания усваиваются успешнее в ходе активной работы с материалом, включаю учащихся в деятельность, имитирующую реальную ситуацию, при этом использую такие формы работы как: индивидуальную, работу в парах, групповую.

Работа в парах и группах увеличивает продолжительность речи каждого, позволяет говорить на иностранном языке в неформальной обстановке, даёт возможность взаимопомощи и обмена идеями.

Формируя навыки самостоятельной работы, использую следующие технологии продуктивного обучения:

  1. Личностно–ориентированную.
  2. Интерактивного обучения.
  3. Проблемно–поисковую.
  4. Игровую.
  5. Проектную.
  6. Технологию творческой самореализации личности.
  7. Сценарно–контекстную.
  8. Технологию аналитической работы с текстом.
     

Влияю на личностную сферу учащихся в процессе самостоятельной учебной деятельности;

Обеспечиваю содержанием самостоятельной работы за счёт:

  1. Включения учащихся в решение реальных учебно – исследовательских задач на разных этапах обучения с учётом психологических и возрастных особенностей детей.
  2. Подбором личностно–значимых тем, текстов.
  3. Тщательным отбором формы работы с материалом, типов уроков, методов и приёмов с учётом интересов и мотивации школьников.
  4. Переработки, перестраивания, дополнения, изменения материала урока, учебника за счёт привлечения дополнительной иформации, интересных фактов.
  5. Включения в программу дополнительных тем, не предусмотренных содержанием УМК, но личностно значимых для учащихся.
  6. Привлечения материалов периодической печати на английском языке.
     

В рамках используемых технологий, направленных на развитие самостоятельных навыков, использую разнообразные виды заданий и упражнений.

На практике убедившись в том, что проектная деятельность и ролевые игры особенно эффективны для развития самостоятельности и креативности учащегося, широко применяю их в своей работе.

Активизации рефлексии ученика на уроках иностранного языка способствует создание реальных ситуаций, нравственно значимых для него.

Многолетняя практика использования мною на уроках ролевой игры свидетельствует о том , что когда ученик играет, у него быстрее работает мысль, углубляются чувства.

Учебные игры создают более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной в реальную. На уроках провожу следующие игры:

  • Пресс–конференции
  • Интервью
  • Разыгрывание ситуаций: «В магазине», «В кафе», «Заказ билетов», «Поездка в транспорте».
     

Учащиеся разыгрывают различные ролевые ситуации:

  1. Представитель фирмы рекламирует свою продукцию;
  2. Представитель турагентства рекламирует турпоездку в Англию
  3. Студенты вуза представляют своё учебное заведение на ярмарке профессий;
  4. Кинозвезда, режиссёр представляют свой фильм;
  5. «Авторы» рекламируют лучшую книгу сезона.
     

Ролевые игры провожу как контролируемые (на основе текста), так и свободные, когда озвучиваю только её тему.

Учащиеся сами делятся на группы, сами распределяют роли и сами решают , что говорить и как будет развиваться действие.

Ситуация описывается лаконично, например: «К вам едет гость из Москвы» – организуйте встречу гостя и его досуг.

Удачно выбранная роль позволяет ученику раскрыть свои таланты, возможности, испытать радость общения и удовлетворения, поэтому на ведущую роль подбираю, как правило, лидера, который активизирует всех.

Для робких и застенчивых сначала подбираю роли «второго плана», постепенно готовя их к ролевому общению.

Результаты анкетирования ежегодно показывают, что ролевые игры, инсценирования разного вида вызывают наибольший интерес учащихся.

Школьники наглядно убеждаются в том, что язык – средство общения. Свой творческий потенциал учащиеся также проявляют при выполнении письменных творческих заданий:

  • Составляют письменные ответы, описывают характер литературного героя, пишут ответы на письма подростков,описывают родные места, обычаи, семейные традиции; ведут дневники погоды;
  • Пишут рассказы, мини–сочинения, сказки, рекламные объявления.
     

Большое внимание уделяю подбору упражнений, направленных на активизацию речевой деятельности: моделирование и составление текста по образцу, восстановление содержательных пропусков собственным текстом, дополнение и расширение текста, поиск недостающей информации.

Для формирования стратегии изучения языка учащиеся выполняют такие задания:

  1. Самостоятельное выведение значения лексической или грамматической единицы.
  2. Задания с использованием словарей (смысловые задачи).
  3. Смысловую группировку языковых единиц.
  4. Вопросы для рефлексивной самооценки продвижения в изучении ИЯ.
  5. Составление личных грамматических справочников в виде опорных схем, таблиц, рисунков.
  6. Составление собственных справочных записей с самостоятельно сформулированными правилами, примерами.
  7. Ведение традиционных словариков со списком самостоятельно накопленной лексики.
  8. Ведение тематических словарей.
  9. Создание опорных схем лексических средств.
  10. Ведение собственных справочных записей (о стране изучаемого языка в сопоставлении со своей страной).
     

Эмоциональная активность достигается атмосферой психологического комфорта, созданием ситуации успеха, тактичной коррекцией ошибок.

В своей работе использую технологию сотрудничества, которая, с моей точки зрения весьма продуктивна, так как дети раскрепощены и способны творить на уроке.

Считаю, что улыбка, доброта, толерантность, умение быть интересным – эффективные педагогические средства.

В зависимости от этапа урока, вида деятельности и формы урока свою роль определяю так: информатор, наблюдатель, консультант.

Рефлексивная деятельность учащихся достигается тем, что

  1. Даю возможность учащимся самостоятельно исправить свой ответ или предлагаю другим детям сделать это;
  2. При неудачном исправлении ошибок сама даю правильный ответ;
  3. Воспитываю терпимое отношение к чужим ошибкам для сохранения мотивации и уверенности учащихся в себе;
  4. Откладываю коррекцию до конца задания;
  5. Записываю серьёзные ошибки во время ответов и возвращаюсь к ним, когда ученик закончил говорить;
  6. Стараюсь давать положительную оценку работе учащихся.
     

Я считаю, что контроль является важным этапом учебной деятельности, от его видов, результатов и умения представить их учителем зависят мотивы учения студентов. В своей работе использую следующие виды контроля: констатирующий, текущий, итоговый.

Контроль осуществляю в определённой системе:

  • Проверка домашнего задания на каждом уроке;
  • Тематический учёт знаний (веду тетрадь учёта знаний);
  • Зачёты по темам;
  • Самоконтроль (самодиктанты, работа «по ключам»), взаимоконтроль;
  • Экзамен один раз в год;
  • Контрольные работы;
  • Минитесты, срезовые работы, тесты;
  • Устный опрос;
  • Защита проектов;
  • Круглый стол;
  • Индивидуальные карточки, задания.
     

Эффективность работы учителя зависит от применяемых средств обучения. Я использую следующие средства обучения: ТСО, демонстрационные материалы, стандартные, наглядные (таблицы, блок–схемы, стенды, плакаты), раздаточный материал (карточки–задания, технологические карты), игрушки, опорные конспекты, видео– и аудио материал, книжный фонд, периодические издания на иностранном языке.

На основе анализа своей деятельности и её результатов считаю, что продуктивная самостоятельная работа обеспечивает реализацию личностного творческого потенциала учащихся, накопление ими индивидуального опыта освоения и использования иностранного языка, развитие устной и письменной речи, способствует самоопределению и самореализации личности, снимает боязнь языка.

Александра Николаевна Красовская
учитель английского языка I квалификационной категории